Дама с кошечкой.
Сегодня
театр им. Гоголя первым открывает новый театральный сезон. Перед традиционным в
таких случаях сбором труппы мы встретились с ведущей актрисой театра им.
Гоголя, народной артисткой России Светланой Брагарник,
уже более тридцати лет держащей на себе репертуар театра.
- Вопрос глобальный. Легко ли быть примой
гоголевского театра?
- Я могла
бы сейчас закричать: "Какая я прима!.." Но я понимаю, что это так.
Стоит спросить: легко ли быть актрисой вообще? Нелегко. Расшатанная нервная система,
ненормальные роды, когда роль рожаешь, минуты простоя, а потом наступает
момент, когда задумываешься: а кому это нужно, и не сбрасываешь ли ты свои
патологические комплексы в профессию, и не занимаешься ли ты этим потому, что
не очень здоровый человек...
- А если спросить, легко ли быть примой
гоголевского театра, с акцентом на слово "гоголевский"? Вы свое
географическое положение ощущаете?
- Ваш брат
нам этого не дает забыть. Самые хвалебные рецензии начинаются с того, что в
дыму паровозов Курского вокзала, среди бомжей, заросших вшами, стоит на отшибе
старое депо, где копошатся 60 артистов во главе с режиссером Яшиным...
- На публике это отражается? К вам приезжие
ходят?
- Все
приезжие бегут в Малый, в Большой, в Ленком
отметиться, чтобы живых звезд посмотреть и потом похвалиться. В наш театр идут
те, которые хотят прийти именно сюда, у нас туристов не бывает.
- Ваш театр уже лет пять открывает свой
сезон тогда, когда многие его только закрывают. Почему так рано?
- Это
политика нашей дирекции. Август - месяц проблемный, у нас - комедийный:
играются в основном комедии. Потихоньку раскручиваемся...
- Что нового вас ждет в этом сезоне?
- Был намек
обещания от Сергея Ивановича Яшина, что я буду играть маму Иудушки Головлева в
"Господах Головлевых", что совсем меня не пугает насчет возраста.
Этого я смолоду не боялась - не важно, бабушку, тетушку играть, главное, чтобы
сила характера была, а тут все это есть. Но сначала Яшин собирается делать
спектакль по Гюго "Король забавляется", Салтыков-Щедрин выйдет
вторым.
- Вы играете Огудалову
в "Бесприданнице", Констанс в "Верной
жене", Эби в "Мышьяке и старинных
кружевах", Аркадину в "Записной книжке Тригорина", Марлен Дитрих в "Марлени",
Сарру в "Иванове"... Сколько нужно
народному артисту спектаклей в месяц, чтобы наиграться?
- А шут его
знает. Иногда мечтаешь: ну дали бы передохнуть, но когда дают, думаешь: ну
когда я перестану валяться на диване и пойду работать? Самое большое мучение,
когда идет выпуск спектакля - на блошином театральном диване между репетициями
и спектаклем спать, утром в театр входить, ночью выходить и не знать, какая на
улице погода.
- При таком богатом репертуаре
о чем еще можно мечтать?
- У меня
многое сбылось. Я играла Чехова, Островского, Уильямса,
комедии, трагедии - все было, я наигралась. Молодая была, хотела Снегурочку
сыграть Островского - не удалось. Об Ануе в свое
время мечтала, не получилось.
- Почему недавно вы отказались от Брехта в
новой работе с молодым режиссером?
- Не люблю
этого автора. Хотя я и выпускалась из ГИТИСа в Брехте
- в "Страхе отчаяния", причем у Эфроса, за что меня из института выперли, почему я в областной театр и попала сначала. Но к
чему подробности...
- Как раз интересно.
- Будучи
студенткой, я сыграла в опальном театре, Эфрос уже тогда был опальный. А тут
началась кампания по выживанию Эфроса из ГИТИСа и из
театра - я под нее попала. Формальная причина была та, что я пропускала
занятия, а занятия я пропускала потому, что играла спектакль. И осталась перед
окончанием института без диплома, без общежития - я же из Риги. Что было делать
- домой возвращаться? Здесь показываться я не могу, у меня диплома нет, да еще
неумелая, непробивная, с бытом у меня по сей день
сложно. Наш дипломник режиссерского факультета Эдик Шестаков в то время
выпускал спектакль в областном театре имени Островского, и у него заболела
артистка. Он меня пригласил на роль. Там меня увидели и взяли - им не нужно
было ни прописок, ни дипломов. И пару лет я там работала. Сыграла кучу ролей.
- Вы так и не получили диплом?
- Я пришла
через пару лет в ГИТИС, а мне секретарша Валентина Георгиевна, царство ей
небесное, говорит: "Ты чего за дипломом не приходишь?". Я чуть не
заревела. Они мне контрабандно выписали.
Все, что ни
делается, - к лучшему. Областной театр мне дал квартиру, нормальную зарплату, я
получила кучу премий на фестивалях. А попади в то время в другой театр - у меня
что-то с МХАТом мерцало, - сгнила бы в могучей труппе, стояла бы по сей день в
массовке - кто знает? Там все решают за нас.
- Вы руководили актерским курсом в институте
современного искусства. Сколько часов жизни уходило на студентов?
- Три
четверти жизни - на театр, все остальное - на них. У меня их семнадцать
человек. Сейчас они выпустились, и выпустились хорошо. Четверых Яшин взял к нам в театр, более
того, выпускной студенческий спектакль они будут играть на малой сцене как
репертуарный спектакль театра. Один маленький нахал
уже ставит антрепризные спектакли, причем на
приличных площадках, - в наше время могло такое быть?
- Новых возьмете?
- Столько
это выпило из меня крови, вынуло из меня времени... Это был мой первый в жизни
курс, и сейчас искренне верю, что последний. Я с ними пахала все четыре года по
полной программе. Потеряла три кинороли. Отдала
столько энергетики. Чтобы еще раз пройти этот цикл - никогда. Но зато я им
говорю: вас 17 человек на свете. Только 17 человек на планете могут сказать: мы
учились у Брагарник. Но это так, других не было и не
будет.
- Со студентами вы что-нибудь ставили?
- Я не
брала на себя грех самоутверждаться на маленьких
детях, выламывать им руки своей неумелой режиссурой. Что вы, я никогда в жизни
себе этого не позволю. Как никогда в жизни я не посмею пойти в
стоматологическую клинику и лечить людям зубы. Мне кажется, это одно и то же.
- Вы хорошо помните свою первую роль в
театре Гоголя?
- Разумеется.
Я играла с Борисом Чирковым и Сашенькой Швориным и,
конечно, была перепугана до полусмерти. Шворина я
видела в фильме "Летят журавли", Чирков - это вообще история и кино,
и театра, и вдруг они мои партнеры. Я испугалась, зажалась, и Саша Шворин даже пошел к главному режиссеру Борису Голубовскому, сказал, что он не будет с этой перепуганной идиоткой играть, потому что она ничего не умеет. Когда я
узнала об этом, я подошла и сказала: "Александр Борисович, вы можете
думать обо мне что угодно, но просто я вас жутко стесняюсь". От такого
признания и беспомощности моей, от ужаса перед его величием он так растрогался
- чуть не заплакал. Стал моим другом и оберегал меня, как коршун. А за роль Юлии
Тугиной я даже премию получила на каком-то фестивале.
- Более чем за тридцать лет работы был
соблазн уйти в другой театр?
- Соблазна
никогда не было, хотя звали меня много и до сих пор зовут. Дело не в моей
природной робости и не в боязни перемен. Меня в театре Гоголя держит репертуар.
Он нарабатывается годами. А потерять репертуар - как, где я буду все это играть
- это надо еще сколько лет, а сколько у меня еще
осталось?
- В спектакле "Записная книжка Тригорина" по Чеховской "Чайке" вашу героиню
- Аркадину - из состояния шока после известия о
гибели сына выводят аплодисменты и крики "браво" - бальзам на все ее
раны. Аплодисменты действительно лечат?
- Аплодисменты
- это знак. Целительны моменты, когда 600-700 или даже 20 человек - сколько
забредет в театр - становятся единым целым и ты
знаешь, что можешь с ними все что угодно сделать: они тебя слушают, ты равна
им, они равны тебе... А вообще "Записная книжка Тригорина"
- спектакль болезненный, правдивый. О том, чем человек жертвует, чтобы
заниматься любимой профессией, чем платишь за счастье ходить на работу с
удовольствием.
- С легкой руки Виталия Вульфа, в одном из
интервью сообщившего, что народная артистка Светлана Брагарник,
играя в театре Гоголя по пятнадцать спектаклей в месяц, получает 3 тысячи рублей,
вся страна узнала о вашей зарплате.
- У нас
целая система надбавок, но деньги в итоге все равно крошечные. Но хорошо,
пускай страна меня жалеет. Мою любимую кошку невозможно прокормить на мою
актерскую зарплату. Поэтому иногда приходится сниматься в сериалах. Хотя
большой радости это не доставляет.
- Но любимая кошка по телевизору вас узнает?
Вы на ней обкатываете монологи?
- Я с ней мастерство оттачиваю. Например, орет она - есть хочет,
я говорю: "Что ты орешь? Мяса хочешь?! А ты знаешь, сколько это мясо
стоит? А ты хоть копейку в дом принесла?". Она затихает, вступает со мной
в диалог, отвечает мне, волнуется. Я свою кошку когда-нибудь с ума сведу, она
понимает больше, чем ей нужно. Мне еще Раевский напророчил. Когда я что-то
плохо делала в институте, он смотрел на меня печально: "Брага-арник, моя кошка умнее вас...". А теперь я сама
воспитала кошку, которая, по-моему, уже чуть-чуть умнее меня.
Беседовала
Ирина Корнеева.//Источник информации: Время MN
//дата источника: 26.07.2003.