- РЕЦЕНЗИИ- ОТЗЫВЫ- СТАТЬИ *О СПЕКТАКЛЯХи Московскомтеатре им.Гоголя
* Мнение администрации сайта не всегда совпадает с мнением авторов приведённых текстов
(небольшой очерк воспоминаний и размышлений)
Спектакль «Последние» я для себя расцениваю как рубеж, после которого у меня настал момент осмысления творчества театра Гоголя. Этот момент осмысления родился у меня не вдруг, он рождался постепенно, медленно, трудно. Посмотрев повторно спектакль «Иванов», я поймал себя на мысли, что я охладел к этому театру. В нём вдруг стало отсутствовать (во всяком случаи для меня) душа театра, душа праздника, душа тайны кулис. Всё это послужило толчком к анализу моих воспоминаний о театре Гоголя, о его спектаклях, что в результате позволило мне определить золотой фонд спектаклей театра. А теперь всё поподробнее. Ну, всё-таки театр Гоголя для меня не является чужим театром. Есть театры, в которые мне не хочется ходить. Меня угнетает здание театра, меня угнетает дорога к театру, я не ощущаю там ауры театра, ауры расположения к театру. Мне не удобно в таких театрах находиться, а уж тем более смотреть спектакль. Я просто высиживаю там. По отношению к театру Гоголя у меня таких чувств и пристрастий нет. Это даже не смотря на близкое расположение к Курскому вокзалу. Не знаю почему, но в этот храм искусства я хожу с удовольствием. А может дело в том, что я родился и вырос недалеко от этого театра и первый раз в него попал не со стороны Курского вокзала. Не знаю и не могу выбрать однозначного ответа. Возможно этот театр для меня родной по духу. В какой-то степени я ему благодарен за то, что приобщил меня к магии театра. Без театра Гоголя у меня в жизни не было такого увлечения театральным искусством. Не обладал бы я такими знаниями в области театра, искусства и драматургии. Этот очерк скорее попытка сохранить для истории то, что когда-то было и уже не будет никогда. У каждого человека в жизни есть моменты, которые хочется вернуть, прожить их вновь, ощутить, пощупать, посмаковать. Такое чувство у меня к этому театру. Когда мы говорим о театре Гоголя, сразу вспоминается Курский вокзал и подземный переход к театру. Когда мне говорят, что есть сегодня театр Гоголя, я всегда вспоминаю свой первый действительно самостоятельный культпоход в этот театр. Тогда в ещё том веке, в далёком 1985 году я увидел совершенно феноменальный спектакль «…А этот выпал из гнезда» по пьесе Дэйла Вассермана (по роману К.Кизи «Полет над гнездом кукушки»). Мало кто знал о романе и фильме с Джеком Николсоном, а в театре Гоголя уже был такой спектакль по данному произведению. Сказать надо прямо – этот спектакль стал для меня шедевром, эталоном театрального искусства. Сейчас, когда уже прошло столько времени, я вспоминаю свои первые восторженные театральные ощущения, которые возникли у меня после спектакля. Я был просто вдохновлён и окрылён силой и мощью спектакля, я жил этим спектаклем несколько дней, постоянно предавался размышлениям о нём и прокручивая в голове запомнившиеся эпизоды. На этом спектакле я открыл для себя актрису С.Брагарник, её роль медсестры Крысчед, я до сих пор считаю вершиной театрального искусства. Сколько я впоследствии спектаклей не смотрел по роману К.Кизи, никто её в этой роли не переиграл. Это потом я посмотрел многие спектакли репертуара театра (многие несколько раз), стал увлекаться театральным искусством более осмысленно и глубже, но всегда возвращался к своим театральным истокам. К театру Гоголя. Как он там, что у них нового. А новым в то время был приход на пост главного режиссёра театра С.Яшина, он сменил на посту главного режиссёра Б.Голубовского, который руководил театром многие годы. В то время понятие художественный руководитель театра не было распространено так сильно как сейчас. Тогда главный режиссёр был действительно режиссёром, который мог ставить спектакли и руководить труппой театра, что сейчас встречается редко. Из театральных работ Б.Голубовского мне вспоминаются только спектакли: «Берег», «Дом» и «Декамерон». Говорить об их значимости для театрального искусства я бы сейчас не стал. Мало что помню и мало что тогда понимал. Были только восприятия. Но сами названия этих произведений говорят о серьёзном труде режиссёра Б.Голубовского. За произведения такого масштаба (я имею ввиду прозу), может браться режиссёр, уверенный на все сто процентов своих возможностей и сил на перенос и преображение прозы в разряд драматических произведений. Возможно, тогда я мало видел ещё театральных постановок других режиссёров, и сравнивать мне было не с чем, но такие спектакли, как «Дом» и «Берег», всё-таки оставили у меня в душе след. Пришёл С.Яшин - что я тогда знал о С.Яшине! Знал, что он ученик А.Гончарова, видел его спектакли в разных театрах Москвы. Многие театралы помнят его лучший спектакль в театре Маяковского «Завтра была война». Его назначение на пост главного режиссёра вселяло оптимизм, можно даже сказать, радость за театр Гоголя. Ведь сам театр Гоголя никогда не отличался 100-процентной наполняемостью зрительного зала, даже во времена Б.Голубовского. И в золотые времена театра (конец 90-х, начало 2000-х годов), зритель шёл неохотно. У учителя С.Яшина - А.Гончарова был просто восхитительный театр, театр с чётко выработанной репертуарной политикой, с лучшей на то время в Москве труппой. Спектакли его театра всегда были событием для театральной Москвы. Он делал спектакли с размахом, с удалью, с необъятной душой, со своим неподражаемым стилем. Театр А.Гончарова – это настоящий театр, театр-праздник. И С.Яшин, как мне казалось, должен был перенять и впитать всё самое лучшее у своего учителя по построению репертуарной политики театра и работой с труппой. И это случилось. Случилось то, что никто в московском театральном мире не мог поверить. У театра появилось своё лицо. Появился чёткий репертуар, состоящий из классической русской и зарубежной драматургии. Появились новые актёры Д.Страхов, О.Гущин, А Гуськов, А. Большова и другие. Да и «старые» актёры театра заиграли - И. Волков, А.Скворцов, О.Науменко, Л.Кулагин, И.Бочкин, В. Меньшов и другие. Пришёл в театр В.Самойлов, как не странно, из театра Маяковского. Хотя сейчас это уже сейчас не важно. Важно то, что театра Гоголя воскрес, вырвался из плена Курского вокзала и подземного перехода. Да, наверное, я могу сейчас так говорить, тогда были действительно золотые времена Театра Гоголя. Спектакли: «Долгий день уходит в ночь», «Костюм для летнего отеля», «Бесприданница», «Иванов», «Записная книжка Тригорина», «Трамвай «Аннушка», «Петербург», «Там вдали за бугром», «Легенда о счастье без конца», «Знак батареи красного дьявола», «Вий», «После грехопадения». Сейчас на театральной афише театра остался только один «Иванов». Безошибочно можно сказать - это уже уходящий золотой фонд театра Гоголя, да и не только театра, а театрального искусства. Совсем чуть-чуть о моих воспоминаниях (очень жалко, что раньше не записывал свои мысли после спектакля) о спектаклях золотого фонда: «Долгий день уходит в ночь» - классический пример духовного русского театра. Спектакль сыгран выдающимися актёрами: В.Самойловым, С.Брагарник, О.Гущиным, А.Болсуновым. Во время сценической жизни спектакля его сравнивали с постановкой С.Яшина в Малом театре, но спектакль театра Гоголя по-новому заставлял зрителя жить трагедией семьи Тайронов, сопереживать им. Я видел спектакль Малого театра и смело могу сказать, спектакль театра Гоголя – это не перенос спектакля Малого театра на сцену театра Гоголя. Это был совершенно новый спектакль. И новизну этому давали актёры. Мне тогда казалось, что был гораздо глубже и сильнее спектакля Малого театра. «Костюм для летнего отеля» - смело могу назвать этот спектакль театральным шедевром. Смотрел его два раза и оба раза восхищался им. Этот спектакль поймал и крепко зацепил меня. Спектакль-настроение, спектакль-душа, спектакль-поэзия. Он был лёгкий по форме, он скользил, он передавал настроение и состояние главных героев. Он был всегда живой. А какие неповторимые и обаятельные там были С.Брагарник и О.Гущин! «Бесприданница» - неожиданный, незатёртый и не навязанный взгляд на пьесу Островского. В то время эту пьесу мы знали по фильму Э.Рязанова «Жестокий романс», но в спектакле был другой Юлий Капитоныч Карандышев, в исполнении О.Гущина. Он был представлен обычным человеком, который хотел любить и быть любимым. Он боролся за Ларису всем сердцем и всей своей душой. «Записная книжка Тригорина» - первая в России постановка пьесы Т.Уильямса. Поставлено смело, с большой долей риска для почитателей Чехова. А финальное танго, ради него стоило смотреть спектакль 4 часа, дабы увидеть и прочувствовать взрыв эмоций любви, зависти, корысти, неподдельных чувств героев пьесы. «Трамвай «Аннушка» - спектакль, в котором переданы чувства москвичей, их радости, разочарования, семейные драмы, конфликты поколений. Мне вспоминается пронзительный финальный крик С.Брагарник, об оценке жизненного пути. Страшный, громкий внутренний крик души. Этот крик заставлял задуматься о тех, кто жил до нас, помнить о них, а не забывать, как это сейчас происходит в наше смутное и бездуховное время. «Петербург» - Спектакль – открытие режиссёрского дара С.Голомазова. Откровенно говоря, театр Гоголя был с то время кузницей кадров, как актёрских, так и режиссёрских. Спектакль шёл на малой сцене театра, а режиссёр умело, в рамках малого пространства, сумел вместить роман А.Белого. В этом спектакле раскрыл себя молодой актёр Д.Страхов, получил «Золотую маску» Е.Красницкий, ныне, увы, уже ушедший из жизни. Теперь немного о печальном. Весной 2008 года ушёл из жизни замечательный, неповторимый, индивидуальный актёр Валерий Прохоров, актёр театра ОКОЛО дома Станиславского. Ушёл из жизни в международный день театра. Никто и не вспомнил о нём. Но в душе у многих он остался, как неповторимый мастер своего дела. Он не халтурил, не играл в полсилы, он просто честно выполнял свою работу. Мы будем помнить о нём. Следом ушёл из жизни А.Толубеев, с ним ушёл большой этап жизни БДТ. Он играл при Товстоногове. Так уходит время, уходят спектакли, уходят актёры и актрисы. Так же тихо ушёл и золотой фонд театра Гоголя. Ушли в историю его спектакли, ушёл из жизни обаятельный В.Самойлов (лучший театральная роль Чарнота в спектакле театра Маяковского «Бег»), ушли из жизни И.Волков и Н.Алексеев (непревзойдённый Геннадий Демьяныч из спектакля «Нужна драматическая актриса» театра ОКОЛО дома Станиславского). Ушли из театра Л.Кулагин, А.Большова, И.Бочкин, А.Скворцов, А.Иванов, В.Афанасьев (прекрасно работает в театре на Юго-западе), и другие. Мы помним о них, они именно жили на сцене, а не существовали. Они оставляли в нас свою частичку души героев. Сейчас я не вижу смены поколений, и поддержания репертуара в театре Гоголя в настоящий момент нет. Последние спектакли С.И.Яшина, мягко говоря, не дотягивают до уровня прежних постановок. Выбор пьес для спектаклей меня иногда просто удивляет и шокирует. Иногда мне хочется задать вопрос С.Яшину, а зачем это сейчас нужно? На сегодняшний день, глядя на репертуар театра, могу сказать театр не живёт и не дышит (Мне это показалось перед началом спектакля «Иванов», который я смотрел второй раз), всё как-то уныло, серо, бессмысленно. Всё меньше становится актеров, которые могли бы передать внутреннее переживание и духовное смятение, открытые и искрение чувства героев. Спектакли не заставляют думать, переживать, о них уже не спорят. Сегодня могу сказать Вам, С.Яшин, только спасибо, за то, что ещё сохраняются в безликой театральной Москве такие шедевры, как «Иванов». Хочется, чтобы спектакль жил долго, а Вы бы радовали нас новыми постановками такого уровня, с участием таких актёров театра, как О.Гущин, С.Брагарник, А.Алеексеев, А.Болсунов, А.Зайков и других. А то действительно получается уходящий золотой фонд театра. А нам всем так этого не хватает сейчас. А спектакль «Последние», возможно, станет той вершиной, за которые будет виден новый золотой фонд театра Гоголя. Во всяком случаи, я в нём что-то уловил от того золотого фонда.
Леонид Новиков.www.kino-teatr.ru, июнь – ноябрь 2008 г.
Фотоальбом | Видео